Согласно традиционным представлениям японцев, всё одушевленное и неодушевленное имеет свою «душу» 魂 - «тамашии», – это родственный иероглиф «демона»鬼 «они»(слово произошло как раз от индийско-буддистского понятия «тамас» (см. «Явление 5-тиголового змея», что возможно и объясняет такое количество демонов в Японии), т.к. в буддизме все рожденные, - первоначально темные существа близкие к демонам, и уже потом, по идее, они должны стремиться к буддийскому просветлению.
По поверьям, почти все звери и птицы в той или иной степени также обладают душой и способностью принимать различные облики, но наиболее популярны, конечно, - лисы, енотовидные собаки и коты.
Рассмотрим поподробнее демонических котов «они-нэко».
Демоны-коты условно делятся на 2 вида (хотя это в сущности один):
1. Нэкомата 猫又– злые коты с 2-мя и редко более хвостами. Упоминание о них впервые зафиксировано в период Нара (710—794гг.). Некоматы жили, по преданию в горах, наподобие тэнгу, существуют страшные истории о том, что они убивали и ели людей. Позже, мудрецы пришли к выводу, что это люди, заболевшие бешенством, породили эту легенду. Так же за них принимали диких леопардов, тигров и простых котов.
Однако легенда осталась, этот мотив широко использовался в жутких и сатирических рассказах в эпоху Эдо и позже. Например, «Записки от скуки» (XIV в.), - автор монах-отшельник Кэнко:
«Как-то заговорили, что в глубине гор водится такая тварь — называется кот-оборотень. Он пожирает людей. И хоть и не горы, а тоже говорят, будто кошки с годами становятся оборотнями и случается, что хватают людей…».
Часто кошки-оборотни живут стаями. И подчиняются главному, наподобие семей якудза, плетут коварные планы и жестоко мстят. И, собственно 2-хвостые коты часто являются их талисманами, как и демоны в целом.
В театре Кабуки существует целый жанр пьес, называемый «кошачий переполох» (нэко соудоу моно).
Чаще всего они принимают женский облик. Потому, как издревле считалось, что коты-оборотни могут оживлять мертвых, перепрыгнув через них, кошкой-оборотнем могла стать всякая несчастная женщина, возродившаяся к жизни ради мести обидчику. Популярный мотив в средневековье – гейша-кошка, играющая на сямисэне.
Одновременно развивалось поверье, что одомашненные «нэкоматы» приносят счастье в дом и Бакэнэко, - более добрый вид, развился из Нэкоматы.
2. Бакэнэко 化け猫– «чудовищные (хотя скорее, чудесные) коты». Покровители рыбной ловли, шелка (как убийцы вредителей шелкопрядов – мышей и крыс), приносящие удачу, часто продаются в виде талисманов нэцкэ – с веером, рыбой и т.п. Красные кошки берегут здоровье детей.
Также распространено изображение кошки с поднятой лапой - частая примета многих японских и китайских заведений - «приглашающая человеческое счастье» кошка.
Согласно японскому фольклору, любая кошка, прожившая более тринадцати лет, либо весящая больше 3,75 кг, либо обладающая длинным хвостом, либо замеченная за питьём лампового масла (его делали из рыбьего жира), может стать демоном.
Есть что-то вроде шутливой песенки:
-猫が鬼になったの? (Нэко га они натта но?) Стала демоном кошка?
- 鬼になった猫にゃ (Они ни натта нэко ня)– Да, стала демоном кошка, мяу.
Существует поверье, что нельзя убивать кошек, это грозит проклятием 7-ми поколениям потомков убийцы.
После открытия страны для Запада, «нэко-они» сблизились с европейским образом гуляющего самого по себе, легкомысленного и не опасного существа.
22 февраля в Японии отмечается день кошек. В этот день люди приветствуют друг друга тройным мяуканьем «ня(нъ – иногда еще)», символически называется «222», т.к. – праздник происходит 22-го числа 2 месяца, а слово «ня», начинается со слога «ни», которое означает 2. (В Японии, это, кстати, частая традиция: перевода слов в цифры, например, пресловутый яой – это 801 от «я(цу)»=8, «о»=0, «и(цу)»1).
Вот из-за этой своеобразной кабалистики, традиционно някать нужно 3 раза, чтобы получилось 222:
「にゃилиニャーン」(«ня» или «няанъ»「にゃ」「にゃ」
Как мииило))